Игры

Игры / Компьютерные и видеоигры / Бизнес /

Игробизнес в 2012-м

28 декабря 2012 года, 18:54 | Текст: Денис Тихонов

Прежде чем перейти к незаёмному «КЛ»-списку самых интересных, необычных и захватывающих игр (следите за нашими публикациями!), давайте обзорно и облыжно поговорим о тех, кто эти самые игры делает. Порассуждаем о тенденциях и событиях в игропрома 2012 года.

Kickstarter-проекты

Planescape: Torment, Fallout, DOOM, Grim Fandango — только такие творения входят в историю, закладывают основы жанров и становятся легендами для нескольких поколений. Но всё это, увы, изрядно поседевшая классика, «олдскул», на который сейчас никто не дал бы и цента. Придя к издателю с подобной концепцией, девелоперы, скорее всего, получат вежливое обещание перезвонить, а то и вовсе увесистый пинок чуть ниже спины.

Второй слева — Тим Шефер, третий — Рон Гилберт (фото с GDC 2010).
Второй слева — Тим Шефер, третий — Рон Гилберт (фото с GDC 2010).

Но в начале года случилось то, что может стать панацеей, причём как для потребителей, так и для разработчиков. В феврале Тим Шефер, автор классических квестов и руководитель студии Double Fine, заявил, что устал от консольного ширпотреба и хочет создать игру «в духе старой школы». После упорных поисков инвесторов и бесконечного пустословия издателей Тим вспомнил о системе Kickstarter, в которой любая североамериканская (а со второй половины года и британская) компания может попросить у рядовых потребителей денег на что угодно. И случилось чудо, игроки откликнулись! Почти 90 тысяч человек поверили г-ну Шеферу $3 336 371, вообще ничего не зная о будущем проекте. А ведь Double Fine надеялась всего на $400 тысяч. С помощью Kickstarter вы вольны пожертвовать любую сумму, причём за определённые взносы выдаются награды. К примеру, подарив игре $15, вы бы получили её полную версию, аккаунт в закрытом игровом сообществе, посвящённом проекту, и ранний доступ к бета-версии, а за бóльшие деньги — картинки, автографы, футболки, коллекционные издания…

Ну а дальше всё пошло как по маслу. Девелоперы поняли, что перед ними отличная площадка для общения с поклонниками и коллективного финансирования своих задумок.

В марте стартовал второй крупный Kickstarter-проект — на сей раз посвящённый игре Wasteland 2. Ветеран игростроения Брайан Фарго (Brian Fargo), давно мечтавший выпустить продолжение этой древнейшей игры, вдохновившись успехом Тима Шефера, обратился к поклонникам. Итог таков: 61 тысяча добровольцев, $2,9 млн и обещание выдать игру на-гора осенью 2013-го. И если вы вдруг не знаете, что это за игра, напомним: речь о прародителе всех партийных постапокалиптических РПГ; оригинальная Wasteland, созданная Interplay Productions в 1988 году, легла в основу серии Fallout. «Никаких шутеров, слешеров и прочих безумств: вас ждёт классическая пошаговая партийная тактика с глубокой историей и захватывающими приключениями», — заявил Брайан. Лишь выжженные ядерной войной пустоши и захватывающие приключения в мире радиации, мутантов и роботов, порождённом войной США и СССР.

Презентация Wasteland 2:

В конце весны народный финансовый краудсорсинг обеспечил воскрешение ещё одной классической франшизы — Shadowrun Returns. Собрав почти два миллиона долларов, Джордан Уайсман (Jordan Weisman) и Harebrained Schemes пообещали выпустить проект на ПК, «Макинтошах», iOS- и Android-планшетах в конце 2013 года. Изюминка мира Shadowrun — сочетание киберпанка и фэнтези. Проще говоря, сначала вы взломаете самый передовой сервер, затем в ближайшем переулке устроите магическую дуэль с киборгом, а после отправитесь на обед древнему дракону. И, конечно, нас ждут тактические пошаговые сражения и ролевой отыгрыш.

Что ещё? Путёвку в игрожизнь получил седой квест Shadowgate, появившийся в 1987 году. Оригинал, вышедший на «Макинтошах», заложил основу серии и, как уверены разработчики, обзавёлся целой армией поклонников, мечтающих о продолжении. Именно поэтому Дэйв Марш (Dave Marsh) и Карл Рулофс (Karl Roelofs), авторы оригинала, трудившиеся в компании ICOM Simulations, выкупили права на серию и, собрав $137 тыс., взялись за перенос игры на современные платформы. Ремейком занимается студия Zojoi. Игру выпустят на ПК, «Макинтошах», iOS- и Android-устройствах.

Kickstarter-презентация игры Shadowgate:

Повезло и проекту прославленной Obsidian. Project Eternity, классическая изометрическая партийная РПГ, выполненная в духе Baldur’s Gate, Icewind Dale и Planescape: Torment, легко собрала $4,1 млн. И это прекрасно, потому что игру делают Тим Кейн (Tim Cain), участвовавший в проектах Fallout и Arcanum, Джош Сойер (Josh Sawyer), известный вам по Icewind Dale, а также Скотт Эвертс (Scott Everts), Брайан Менц (Brian Menze), Дэн Спицли (Dan Spitzley) и, разумеется, Крис Авеллон (Chris Avellone).

Первые наброски к Project Eternity:

Завершим Kickstarter-обзор проектом Криса Робертса (Chris Roberts) Star Citizen. Автор, известный (безо всяких оговорок) всем, кто играл в Wing Commander, обещает исследования далёких галактик и создание собственного космического корабля, поиск ресурсов, торговлю и масштабные сражения с участием не кораблей, а флотов. С помощью «Кикстартера» и собственного сайта девелоперам удалось скопить $7,198 млн, то есть чуть больше половины суммы, требующейся на создание игры. Вторую половину планируется получить от инвесторов.

И что, отныне счастье не покинет нас? Вовсе нет. Надо понимать, что успешное финансирование не означает высокого качества игры. Разработка всегда (дело-то житейское) «может пойти не так», но если всё получится (а первые релизы состоятся весной), то перед нами идеальная площадка для создания игр для узкого круга любителей «олдскула» и доказательство того, что «авторы» глупейшего социально-мобильного мусора… и есть те, кем являются.

Покинувшие индустрию

Рядовые сотрудники постоянно перемещаются из компании в компанию, и этим никого не удивишь. Другое дело, когда с компаниями расстаются их руководители и главные идеологи, а также ключевые разработчики. И не только с компаниями, но и с самим игропромом.

Рэй Музика (слева) и Грег Зечук (фото Digital Trends).
Рэй Музика (слева) и Грег Зечук (фото Digital Trends).

Самым обсуждаемым в Сети стало решение основателей Bioware сделать родной компании ручкой. В начале осени Рэй Музика (Ray Muzyka) и Грег Зечук (Greg Zeschuk) заявили, что не просто уходят из созданной ими в 1995 году студии, но и вообще расстаются с индустрией. Именно их имена приходят на ум, когда мы вспоминаем такие проекты, как Baldur's Gate, Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic и Jade Empire. Понятно, что за играми стоят талантливые авторские коллективы, но именно Музике и Зечуку удалось собрать всех этих умников и умниц под одной крышей. «Я всё ещё страстно люблю игры, это по-прежнему хобби номер один, — наводит тень на плетень Рэй. — Мне сложно объяснить своё решение: я нахожусь примерно в том же состоянии, что и в середине 1990-х, когда бросал медицину». «Я достиг неожиданной точки в жизни, когда потерял ту страсть, с которой относился к компании, играм и творчеству, — заявил теперь уже бывший вице-президент Bioware Грег Зечук. — Какое-то время меня не будет в индустрии. Весьма вероятно, что я не вернусь в неё никогда».

Неприятный сюрприз поклонникам шутеров преподнесла и Epic Games. Точнее, её дизайн-директор Клифф Блежински (Cliff Bleszinski). Двадцать лет он отдал Unreal, Unreal Tournament и Gears of War. И вдруг…

«Я начал здесь подростком и, если не считать прошлогоднего творческого отпуска, всегда работал в режиме нон-стоп, — объявил в октябре Клифф. — Я вырос в этом бизнесе, как любит говорить Майк Кэппс (Michael Capps), президент Epic. И поскольку я вырос, пришло время для перерыва». Дизайнер «какое-то время отдохнёт», а потом «поднимется на новую ступеньку карьерной лестницы». Что это за ступенька, никто так и не понял, а Клифф не объяснил. Ну а веб-слухи приписывают ему мифические посты то в одном, то в другом монстроиздательстве. В последний раз интернет-сообщество попыталось «трудоустроить» его в Ubisoft.

Не заставил себя ждать и президент Epic Games Майкл Кэппс, покинувший компанию вслед за Клиффом. Игры и крупный бизнес больше его «не интересуют, поскольку вот-вот родится сын». По словам Майкла, он хочет «уделять больше времени семье, заняться благотворительностью, а то и вернуться к преподаванию». Кто знает, может он вновь станет профессором Высшей школы ВМС (Naval Postgraduate School) в Монтерее (Калифорния), где преподавал до Epic...

Банкроты уходящего

Нельзя сказать, что год принёс индустрии серьёзные проблемы. Большинство компаний продолжают стабильно выпускать новые игры, зарабатывают или несут убытки, развиваются. Но к трём крупным игрокам это не относится.

В конце 2011 года Zynga, специализирующаяся на разработке игр для Facebook, осуществила процедуру первичной публичной эмиссии акций (IPO). А вскоре после этого выяснилось, что отчасти компания является большим мыльным пузырём. Весьма и весьма переоценённым. Не то чтобы Zynga ничего не зарабатывала, просто тратила слишком много и быстро. А между тем рынок социальных игр, к счастью, перестал расти с прежней скоростью. Отчасти из-за того, что потолок развития почти достигнут (попросту нет новых клиентов), отчасти из-за усиления сегмента мобильных игр, который считается сейчас более перспективным.

Уже в первом квартале компания осталась без прибыли. Чистый убыток разработчика казуальных игр по методике US GAAP составил $85,35 млн против чистой прибыли в $16,76 млн за аналогичный период годом ранее. Прямо сейчас мы можем наблюдать, как компания сражается за своё будущее, воплощая в жизнь программу Cost Reduction Plan: закрываются студии и нерентабельные проекты, проводятся массовые увольнения, реструктурируются все подразделения. Хотя до банкротства ещё далеко, финансовые проблемы весьма серьёзны и без соответствующих мер 2013-й вполне может оказаться для Zynga последним.

Ну а 38 Studios решить свои проблемы не сумела. В середине мая мы узнали, что компания, стоящая за разработкой амбициозной ролевой игры Kingdoms of Amalur: Reckoning, не сумела найти $1,125 млн для выплаты по $75-миллионному кредиту, полученному под государственные гарантии: корпорация по экономическому развитию американского штата Род-Айленд взяла у частных инвесторов кредит и передала деньги упомянутым игроделам. Результатом стала ликвидация студии, распродажа её материальных активов, интеллектуальной собственности и судебные разбирательства. Кроме того, было объявлено, что прокуратура США и ФБР начали расследование, чтобы выяснить, как и куда тратились деньги, полученные 38 Studios от штата и Банка Род-Айленда.

И последний крах. Несчастье случилось с THQ. На фоне её проблем неурядицы остальных компаний кажутся пустяками. Ряд фатальных ошибок из-за недальновидности менеджмента поставил издательство на грань закрытия.

В прошлом году его выручка резко сократилась, что привело к $239-миллионным убыткам, о которых было объявлено 31 марта. В течение всего 2012-го руководство THQ боролось за компанию: сокращались издержки; в июне, после собрания акционеров и заявления в Комиссию по ценным бумагам США, была инициирована перегруппировка акций. Летом THQ избавилась от лицензий на игры, посвящённые боям без правил Ultimate Fighting Championship. Новым собственником стало издательство Electronic Arts.

Увы, ничего не помогло. Всего неделю назад руководство было вынуждено инициировать процедуру банкротства.

Новые серии и самые продаваемые игры

И два слова о коммерческих успехах индустрии. Самым интересным, пожалуй, стало зарождение двух серий. В мае компания Capcom выпустила экшен-РПГ Dragon's Dogma и после вполне неплохих результатов продаж решила сделать из игры полноценную серию. А в конце года появился стелс-экшен Dishonored студии Arkane и издательства Bethesda Softworks. «Без сомнения, перед нами новый бренд, который превратится в серию», — заявил спикер издательства.

С деньгами у большинства компаний тоже всё в порядке. Blizzard заработала миллионы, выпустив экшен-РПГ Diablo III, которая стала самой быстропродаваемой ПК-игрой в истории. За сутки её купили свыше 3,5 млн раз. Electronic Arts продолжает стричь купоны на спортивных играх, в очередной раз побив рекорды в этом жанре с футбольным симулятором FIFA 13. Мировой объём продаж превысил 10 миллионов копий.

Главным же блокбастером в который раз стал шутер из серии Call of Duty. По данным маркетинговой компании Chart-Track, игре Black Ops II, вышедшей 12 ноября, понадобилось 15 дней, чтобы заставить покупателей выложить $1 млрд, и это новый рекорд. Причём не только в игровой индустрии, но и вообще среди всех развлекательных медиа.

blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Бизнес":

Архив материалов
  «   Январь 2013   »  
ПнВтСрЧтПтСбВс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31